В оригинальной истории, действие которой разворачивалось в Англии эпохи Регентства, главная героиня вмешивалась в любовные дела своих друзей и участвовала в светских балах.
Современная адаптация британской сценаристки и драматурга Авы Пиккетт, идущая в лондонском театре Роуз в Кингстоне, заменила светские балы на душные ночные клубы, а традиционное сватовство — на приложения для знакомств, перенеся при этом действие из Суррея в Эссекс.
Хотя главная героиня Эмма сохраняет знаменитые черты, созданные Джейн Остин – она умна и остроумна, но может быть высокомерной и порой весьма едкой – она ориентируется в мире 2025 года, а не 1815.
На сайте театра Роуз «неотразимую» адаптацию описывают как свежее прочтение классической романтической комедии Джейн Остин, которое «заменяет дуэты в гостиных на хиты танцпола, увлекая зрителей в круговорот сватовства и озорства, вызывающего смех и трогающего сердце».
Будучи первой в своей семье, кто поступил в университет – ни много ни мало в Оксфорд – Эмма Вудхаус проводит лето дома. Отцу она не призналась, что вернулась из-за проваленных экзаменов.
Поскольку её академическая карьера зашла в тупик, она «готова заняться тем, что умеет лучше всего: устраивать жизнь всем остальным, нравится им это или нет».
Писательница Ава Пиккетт рассказала BBC, что раньше не читала «Эмму».
31-летняя Ава Пиккетт, уже имеющая внушительный послужной список и в настоящее время пишущая сценарий о Жанне д’Арк с оскароносным Базом Лурманом, добавила, что, начав читать классику, она «по-настоящему отозвалась на чувство, когда тебе 21».
Отмечая, что главная героиня считает, будто знает всё о жизни других, включая необходимые им для счастья шаги, писательница сказала: «Она так сильно напомнила мне меня в том возрасте».
Писательница, которая также является автором телевизионных сценариев для таких программ, как «Десять фунтов мигрантов» BBC и «Брассик» Sky, объяснила свой выбор в пользу современной адаптации, сообщив BBC, что беседовала со своими друзьями о романе и об их отношении к свиданиям — это помогло ей «узнать Эмм в собственной жизни».
Знакомства в 2025 году значительно отличаются от их аналогов в XIX веке и в значительной степени зависят от использования приложений, которые Ава назвала «вызывающими привыкание». По ее словам, люди могут получать подтверждение собственной значимости от количества совпадений и «лайков», которые они набирают, «поэтому большая часть вашей самооценки формируется благодаря числу на экране».
Она добавила, что гостинг, который в последние годы стал повсеместным явлением, «может быть поистине очень жестоким».
И «токсичными» эти приложения считают не только женщины, но и молодые мужчины, отметила писательница.
«Они увековечивают систему ценностей, которая не принимает во внимание человеческую сложность или неловкость», — сказала она.
Еще одним значительным изменением в адаптации Авы стала роль лучшей подруги Эммы — Гарриет.
В отличие от Эммы, которая уехала учиться в университет, Гарриет осталась в родном городе подруг.
Драматург рассказала, что «очень любит» писать о женской дружбе, которую она назвала «чудесной, но жестокой и трудной». Ава также отметила, что никто по-настоящему не осознает, сколько труда требует поддержание дружбы на протяжении долгого времени.
Она надеется, что современная версия привлечёт новую аудиторию — спустя более чем два столетия после публикации оригинала.
По словам Авы, адаптация остаётся актуальной, поскольку одна вещь по-прежнему во многом та же, что и во времена Остин, — человеческая природа. В частности, она заявила, что «зависть есть зависть», а «любовь есть любовь».
Кроме того, одна из самых известных цитат из романа дала писательнице значительный простор для исследования.
Эта цитата взята из разговора между Эммой и Гарриет, где главная героиня говорит своей лучшей подруге: «Ты сама должна быть лучшим судьей своего собственного счастья».
Иронично, но она делится этой мудростью с Гарриет после того, как сама же отговорила её от предложения фермера Роберта Мартина — поступка, продиктованного снобизмом самой Эммы.
Ава стремилась осмыслить эту цитату, заявив: «Я очень хотела глубоко в это погрузиться. Это то, чему Эмма должна научиться».
Её современная версия идёт по стопам ещё одной адаптации — фильма 90-х годов «Бестолковые» с Алисией Сильверстоун, действие которого происходит в Калифорнии, и который Ава называет «шедевром».
Этот год ознаменован 250-летием со дня рождения Джейн Остин, и помимо версии «Эммы» от театра Роуз, ожидается новая экранная адаптация одного из самых известных произведений романистки.
Вскоре на Netflix выйдет новая адаптация «Гордости и предубеждения»: производство началось в июле этого года, но дата релиза ещё не объявлена. Адаптацию осуществили романистка Долли Олдертон и режиссёр Эурос Лин, главную роль исполняет Эмма Коррин.
Комментируя постановку, исполнительный директор Netflix Мона Куреши заявила: «Мы рады поделиться этой любимой британской классикой с нашей глобальной аудиторией».
«Гордость и предубеждение» — это квинтэссенция романтической комедии. Острый ум и огромное сердце Долли, наряду с её искренней любовью к роману Остин, позволяют ей привнести новые идеи, отдавая при этом должное всему, что так дорого поколениям поклонников».
«Эмма» идёт в театре Роуз в Кингстоне, Лондон, до 11 октября 2025 года.