Клубящийся пар из вентиляционной решетки нью-йоркского метро. Развевающееся белое платье. Самая обожаемая и трагически непонятая кинозвезда Голливуда. Это была идеальная формула. И Сэм Шоу, фотограф и доверенное лицо Мэрилин Монро, запечатлел всё это в одном-единственном снимке, ставшем одним из самых культовых образов всех времен.
В 1955 году Шоу и не догадывался, что руководители киноиндустрии Голливуда станут наперебой оспаривать авторство снимка, который впоследствии получил название «кадр, облетевший весь мир». Но теперь Шоу сам восстановил справедливость в своей новой книге «Дорогая Мэрилин: Неизданные письма и фотографии», подготовленной его дочерями Метой и Эди после его смерти в 1999 году.
«Мне потребуется дополнительное время, и это, вероятно, повлечет за собой дополнительные расходы. Я сказал им организовать привлечение дополнительных полицейских для сдерживания толпы, которая обязательно соберется».
Менеджер по производству съёмочной группы перекрыл 51-ю улицу и Лексингтон-авеню на Манхэттене, а техник управлял ветровой машиной под импровизированной вентиляционной решеткой, чтобы имитировать проходящий поезд метро и поднять юбку Монро в воздух. Тысячи зевак собрались посмотреть, как Монро и Юэлл снимают эту сцену.
«Полицейские были совершенно растеряны, больше увлечены Мэрилин, забыв о толпе. Ни один человек из толпы не прорвался. Они были слишком заворожены тем, что видели», — писал Шоу.
Снимок Шоу, несомненно смелый для своего времени, позднее был назван «кадром, облетевшим весь мир» обозревателем Hollywood Reporter Ирвингом Хоффманом. Действительно, это было так, настолько, что Шоу утверждал, будто вице-президент студии по рекламе пытался присвоить себе авторство этого снимка.
«От высших до низших эшелонов в Лос-Анджелесе шла борьба за признание. Худшим из всех был Эйнфельд. Он пытался приписать себе авторство моих фотографий с развевающимися юбками, статей, которые я размещал в журнале LIFE, и фотосессии Ричарда Аведона для Harper’s Bazaar, которую я организовывал», — утверждал Шоу.
«В то время я не знал ни о каких кабинетных битвах в 20th Century Fox, где меня использовали как пешку — подобно Мэрилин. Присваивая все лавры и пытаясь отстранить меня от проекта. Я думал, мы друзья».
Книга «Дорогая Мэрилин», изданная ACC Art Books, также включает автопортрет, который Монро подарила Шоу, а также откровенные снимки актрисы у неё дома в Нью-Йорке и на пляже в Амагансетте.
Шесть десятилетий спустя после её трагической смерти в возрасте всего 36 лет вопрос «Кем была настоящая Мэрилин Монро?» остаётся актуальным и по сей день. Хотя несанкционированные биографии и сенсационные байопики пытались ответить на этот вопрос, ничто не передало загадочность Монро с такой глубиной и искренностью, как камера Шоу.