В середине 90-х годов компания Walt Disney уволила Джеффри Катценберга, руководителя, которому приписывают возрождение пришедшего в упадок успеха студии и наступление золотого века анимации.
Этим поступком они, возможно, совершили одну из самых дорогостоящих ошибок в истории корпоративного Голливуда.
Мало того, что Джеффри, которому сейчас 74 года, стал соучредителем DreamWorks SKG вместе со Стивеном Спилбергом и Дэвидом Геффеном, но под его руководством новая студия вскоре превратилась в самого серьезного конкурента Disney в области анимации.
Это был поворот, который мало кто в индустрии мог предсказать, но путь Джеффри из ближнего круга Disney к статусу конкурирующего магната изменил облик современного развлекательного бизнеса.
Его трудолюбие и амбиции быстро стали очевидны, и вскоре он был повышен до работы непосредственно под руководством главы производства Майкла Эйснера, сообщает LA Times.
Он стал доверенным помощником и вскоре руководил работой над крупными хитами, такими как «Лихорадка субботнего вечера», «Бриолин» и «Полицейский из Беверли-Хиллз».
И когда Эйснер покинул Paramount в 1984 году, чтобы стать генеральным директором Disney, Джеффри последовал за ним, будучи назначен председателем Walt Disney Studios в период значительного упадка.
Но его настоящее влияние проявилось с выходом «Русалочки» — первого фильма, над которым он имел полный творческий контроль.
Он стал огромным кассовым успехом и ознаменовал начало того, что сейчас известно как Ренессанс Disney.
Под руководством Джеффри Disney выпустила череду хитов, включая «Красавицу и Чудовище», «Аладдина» и «Короля Льва».
Но влияние Джеффри выходило за рамки анимации. Он курировал все виды контента, создаваемого студией, от полнометражных фильмов и телепрограмм до дистрибуции домашнего видео.
Он также сыграл важную роль в запуске лейбла Disney Touchstone Pictures и продюсировании ряда комедий для взрослой аудитории, таких как «Доброе утро, Вьетнам», «Общество мертвых поэтов» и «Красотка».
Под его влиянием Disney поднялась с самых низов кассовых рейтингов, став к концу 1980-х годов самой успешной студией в Голливуде.
Но даже при этих достижениях отношения Джеффри с компанией начали ухудшаться.
Он всегда был крайне амбициозным руководителем и в 1993 году даже добивался повышения до президента компании.
Но после безвременной смерти тогдашнего президента Фрэнка Уэллса в результате крушения вертолета в следующем году генеральный директор Майкл Эйснер решил не назначать Джеффри на освободившуюся должность.
Вместо этого Эйснер сам занял эту должность, как сообщается, под давлением Роя Э. Диснея, который стал чувствовать себя некомфортно из-за агрессивного стиля Джеффри и его растущего влияния, как сообщает LA Times.
Джеффри покинул компанию в октябре 1994 года, его контракт был завершен, но его уход был отмечен неприязнью.
Вскоре после этого он подал иск против Disney, утверждая, что ему причитаются бонусы и компенсация. Дело в итоге было урегулировано вне суда в 1999 году за, как сообщается, 250 миллионов долларов.
При поддержке Стивена Спилберга Джеффри стал соучредителем DreamWorks SKG всего через два месяца после ухода из Disney.
Ему была поручена основная ответственность за анимационное подразделение студии, и он начал создавать его с нуля.
Изначально студия экспериментировала как с традиционной, так и с кукольной анимацией, выпуская такие проекты, как «Принц Египта», «Побег из курятника» и «Дорога на Эльдорадо».
Но главный прорыв произошел в 2001 году с выходом «Шрека» — компьютерной сатиры на традиционные сказочные сюжеты, которые популяризировала Disney.
«Шрек» стал не только коммерческим хитом, но и успехом у критиков, получив первую в истории премию «Оскар» за лучший анимационный полнометражный фильм.
Его юмор привлекал как детей, так и взрослых, установив новаторский новый тон в семейных развлечениях.
Он также породил многомиллиардную франшизу с сиквелами, мерчандайзингом и спин-оффами, которые сохраняются уже более двух десятилетий, а следующий фильм о Шреке выйдет в кинотеатры в конце 2026 года.
Опережая свое время, Джеффри рано понял, что будущее анимации заключается в компьютерной графике.
После коммерческого провала традиционно анимированного фильма «Синдбад: Легенда семи морей» в 2003 году, который принес компании убытки более 100 миллионов долларов, он полностью переориентировал DreamWorks на CG-анимацию.
Этот переход привел к ряду хитов, включая «Мадагаскар», «Кунг-фу Панда» и «Как приручить дракона».
К середине 2000-х DreamWorks стала самым серьезным конкурентом Disney на рынке анимации как по результатам в прокате, так и по культурному влиянию.
В 2016 году Джеффри продал DreamWorks Animation компании NBCUniversal за колоссальные 3,8 миллиарда долларов, сообщает AWN.
Лично он получил от сделки примерно 500 миллионов долларов, успешно завершив главу, которая началась с его увольнения из Disney более двух десятилетий назад.
Похоже, решение Disney уволить его в 1994 году было связано с внутренней политикой и личным соперничеством.
Тем не менее, поступив так, компания создала конкурента, который будет оспаривать ее доминирование на протяжении многих лет.
В истории современной эпохи голливудской анимации Джеффри является центральной фигурой не только за то, что он построил, но и за то, что создал после того, как ему, казалось бы, дали понять, что он больше не нужен.